Работа жюри

 


СЕЗОН 2011-2012


ПО ИТОГАМ ПРОСМОТРА И ОБСУЖДЕНИЯ ПРЕМЬЕРНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ 2011 ГОДА 28 ФЕВРАЛЯ 2012 ГОДА СОСТОЯЛОСЬ ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ ОБЩЕСТВА "ТЕАТРАЛ" СЛЕДУЮЩИМ ЛАУРЕАТАМ:

1. ТЕАТР ПРИЮТ КОМЕДИАНТА Спектакль МОЙ УНИКАЛЬНЫЙ ПУТЬ

2. ТЕАТР МУЗЕЯ ДОСТОЕВСКОГО ФМД-ТЕАТР

3. АВТОРСКИЙ ТЕАТР

4. БОЛЬШОЙ ТЕАТР КУКОЛ Режиссер РУСЛАН КУДАШОВ

5. ТЕАТР-ФЕСТИВАЛЬ БАЛТИЙСКИЙ ДОМ Дуэт НАТАЛЬЯ ИНДЕЙКИНА и ЛЕОНИД АЛИМОВ

6. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР НА ВАСИЛЬЕВСКОМ Спектакль ДЕТИ СОЛНЦА

7. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР НА ВАСИЛЬЕВСКОМ Актерский ансамбль спектакля                               САМАЯ СЧАСТЛИВАЯ

8. ТАКОЙ ТЕАТР Актриса ОКСАНА БАЗИЛЕВИЧ

9. ТЕАТР ЮНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ Спектакль ДЕМБЕЛЬСКИЙ ПОЕЗД


10. БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им.ТОВСТОНОГОВА Художник КОЧЕРГИН                            ЭДУАРД СТЕПАНОВИЧ


11. ТЕАТР ЗАЗЕРКАЛЬЕ Композитор ИЛЬЯ КУЗНЕЦОВ


12. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР Солистка оперы ЕКАТЕРИНА СЕМЕНЧУК

13. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР Солистка оперы СВЕТЛАНА ВОЛКОВА

14. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР Дирижер ПАВЕЛ СМЕЛКОВ

15. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР Концертмейстер АЛЛА БРОСТЕРМАН

16. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР Солистка балета ЕКАТЕРИНА КАНДАУРОВА

17. ТЕАТР ЗАЗЕРКАЛЬЕ Спектакль ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА

18. ТЕАТР ЗАЗЕРКАЛЬЕ Солистка оперы ЕЛЕНА ПОПЕЛЬ

19. ТЕАТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ОПЕРА Спектакль БЕЛЫЕ НОЧИ

 

 

ХОДИТЕ В ТЕАТР

   Cвершилось, наконец! Оба жюри (музыкальное и драматическое), просмотрев около семидесяти премьер, до хрипоты наспорившись, собираясь и обсуждая спектакли, родившиеся в 2011 году, подвели итоги. Настал день 28 февраля 2012 года, в Доме Актера постелена красная дорожка, приглашены лауреаты и театралы, и началось вручение призов общества «Театрал» .
Самое большое количество призов получил наш любимый Мариинский театр. Музыкальное жюри отметило солистку оперы Светлану Волкову за талант и высокий профессиональный уровень создания неожиданного и трогательного образа Плюшкина в опере Родиона Щедрина «Мертвые души» ; дирижера Павла Смелкова за уверенное постижение вершин мастерства, за умение передать в музыке гармонию, чувства и смысл, скрытые в значках партитуры (так было записано в дипломе, который вручался вместе с Призом). Кстати, приз за Павла, работавшего в то время в Америке, получал его отец - композитор Александр Смелков, известный театральному Петербургу как автор опер «Братья Карамазовы» и «Станционный смотритель». Награду общества «Театрал» получила и красавица-балерина Екатерина Кандаурова. Любая встреча с этой балериной отмечена ее высоким искусством и радует зрителя. Концертмейстер Мариинского театра Алла Бростерман получила наш приз за большой вклад в развитие музыкальной культуры Санкт-Петербурга. Солистка оперы Екатерина Семенчук отмечена за психологическую выразительность и мелодическое обаяние в роли Амнерис (опера «Аида», Верди).
Отмечен был и театр «Зазеркалье» (не менее любимый нами). Приз получил прекрасный режиссер и педагог А.В. Петров за спектакль «Прекрасная Елена», солистка оперы Елена Попель за искристый, многокрасочный вокал, за виртуозное и озорное воплощение женских образов в спектакле «От Петербурга до Миргорода». Композитор Илья Кузнецов создал проникновенную, волнующую глубокую музыку к опере «Шинель», входящую в спектакль «От Петербурга до Миргорода», за что и получил нашу награду. За оригинальную и смысловую многогранность в одухотворенном отражении мира Федора Михайловича Достоевского и призрачного Петербурга приз общества «Театрал» получил театр Санкт-Петербург Опера за спектакль «Белые ночи».
Теперь о призерах драматического жюри. Призом был награжден Авторский театр, появившийся в городе всего три года назад. Режиссер театра Олег Дмитриев поставил три спектакля: «Мандельштама нет», «Ночной дозор» и «Зачарованные смертью». Наши театралы имели и имеют возможность познакомиться с тем, как глубоко и пронзительно воплощена тема «Мы живем, под собою не чуя страны», объединившая эту трилогию.
В театре «Приют комедианта» появился спектакль «Мой уникальный путь». Поставил его Григорий Дитятковский, сам же сыграл в нем (вместе с С.Дрейденом и Д.Дружиной). Жюри наградило этот спектакль за возможность увидеть подлинный театр, заставляющий душу трудиться. Награжден был и ФМД – театр (размещается он в музее Ф.М.Достоевского, руководитель В.С. Бирон) за плодотворную творческую и просветительскую работу.
Две награды достались драматическому театру на Васильевском: спектаклю «Дети Солнца» - за яркое, вдумчивое, нестандартное воплощение классики и великолепному ансамблю актрис спектакля «Самая счастливая». За яркую, суровую, лаконичную сценографию спектакля «Пешком» Большого Драматического Театра им. Товстоногова был награжден уникальный театральный художник и удивительный человек Кочергин Эдуард Степанович.
Актриса Оксана Базилевич, сыгравшая миссис Конвей в спектакле «Время и семья Конвей» (Такой Театр) очень понравилась нашему жюри и тоже получила приз за творческую сосредоточенность и глубокое раскрытие образа.
За филигранную постановку трогательной истории «Покаяние и прощение», а также спектакля «Башлачов – человек поющий» отмечен художественный руководитель Большого театра Кукол Руслан Кудашов. Театр-фестиваль Балтийский дом тоже не остался без внимания: дуэт Л.Алимова и Н.Индейкиной (Тригорин и Аркадина в «Чайке») был награжден за веселую раскованность, озорство и сексуальность. И, наконец, спектакль ТЮЗа им. Брянцева «Дембельский поезд». Он тронул сердца жюри правдивым воплощением трагической судьбы молодого поколения, втянутого в современные войны. Призы вручены. Прекрасные солисты Мариинского театра пропели свои арии, а поэтесса прочла стихи. Режиссер-постановщик, бессменный организатор и вдохновитель этого действа - Татьяна Сергеевна Платонова - может немного отдохнуть Все задуманное получилось и получилось очень даже не плохо. Ходите в театр : в Мариинский и Комиссаржевской, в Пушкинскую школу и Ленсовета, Михайловский и Авторский, Комедии и Молодежный на Фонтанке… К счастью, в Санкт-Петербурге их предостаточно.

ИЛЬИНА Т.Б.

 

 

 

ПАВЕЛ СМЕЛКОВ ПУТЬ К ВЕРШИНАМ МАСТЕРСТВА


   Павел Смелков - дирижёр Мариинского театра, награжден Призом Общества «ТЕАТРАЛ» за уверенное постижение вершин мастерства, за умение передать в музыке гармонию, чувства и смысл, скрытые в значках партитуры. (Спектакль "Сон в летнюю ночь", режиссёр Клаудиа Шолти)
Павел Смелков родился в Ленинграде 1 января 1976 года в семье композитора Александра Павловича Смелкова. Мама - певица и вокальный педагог. Музыка с детства окружала его как воздух и стала частью его души. В выборе жизненного пути никогда не сомневался - будет музыкантом, композитором. Учился в школе-лицее при консерватории. Окончил СПб государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова (класс оперно-симфонического дирижирования профессоров И.А. Мусина и М.Г. Кукушкина и композиции, класс А.Д. Мнацаканяна).
Павел Смелков сочиняет музыку. Автор двух струнных квартетов, концерта для фортепиано с оркестром, сонат и романсов. Подозреваю, что в его творческой копилке ещё много замыслов, наработок, идей, которые ждут своего часа. Конечно, его волновала мысль: "А кто будет музыку исполнять?". В конце 90х годов сочинения современных композиторов были не очень востребованы. Павел практично рассудил, что надо самому позаботиться об этом, и стал дирижёром. Правда, эта профессия так затянула его, что времени на сочинение музыки не хватает.
В 1999 году П.Смелков создал Молодёжный камерный оркестр "Балтика". Он по сей день художественный руководитель и дирижёр оркестра.
В январе 2000 года в Мариинском театре состоялся концерт учеников И.А. Мусина. Это были последние ученики великого педагога, создавшего отечественную дирижёрскую школу. Павел два года учился у И.А. Мусина. Концерт для некоторых участников стал судьбоносным. В.А. Гергиев пригласил П.Смелкова, Т.Сохиева, М.Агреста в Мариинский театр. С 2000 года Павел Смелков работает в этом театре. За 12 лет он продирижировал операми Чайковского, Верди, Римского-Корсакова, Моцарта, Мусоргского, Шостаковича, Прокофьева, Смелкова, Щедрина и других композиторов. Задача дирижёра раскрыть и донести до слушателя идеи композитора, заложенные в музыке. Одной дирижёрской техники для этого недостаточно. Павел сочетает дирижёрское образование с композиторским даром, что позволяет ему почувствовать музыку изнутри. Он делает оркестровки различных музыкальных произведений, знает особенности оркестровых групп и музыкальных инструментов. Играет на фортепиано и ударных инструментах. Всё это, в сочетании с музыкальной культурой и отличным знанием музыки, делает его профессионалом высокого класса.
Летом 2011 года в Концертном зале Мариинского театра состоялась премьера оперы Б.Бриттена "Сон в летнюю ночь". Премьерой в первый день дирижировал В.Гергиев, во второй - П.Смелков. Постановку оперы осуществила Клаудиа Шолти. В опере переплелись реальный и фантастический планы. Гипнотический морок музыки затягивает слушателя в сказочный мир, в таинственный лес. Необыкновенные приключения героев, их переживания отражены в музыке, которую со всей её загадочностью и таинственностью, с любовным трепетом, с юмором, со всем её разнообразием и игрой красок передали оркестр и певцы под управлением Павла Смелкова.
В январе 2012 года на сцене Мариинского театра прозвучала оратория Генделя "Мессия". Дирижировал Павел Смелков. Его интерпретация поразила меня своей нежностью и искренностью. Пронизанная светлой грустью, искрящаяся безудержным ликованием, необыкновенно человечно, без пафоса рассказана история Иисуса Христа. Путь к вершинам дирижерского мастерства нелёгок. Это и кропотливый труд, и творческий полёт, без которого невозможно вдохнуть жизнь в ноты, чтобы родилась Музыка. Павел Смелков уверенно движется по этому пути. Пуcть удивляет, потрясает, заставляет замирать от восторга, грустить и радоваться, слушая музыку, которая рождается под взмахом его руки.

Касперович Ольга

 

Вручение Приза Общества «ТЕАТРАЛ» 2011 года дирижеру Мариинского театра Павлу Смелкову

   Приз Общества «ТЕАТРАЛ» 2011 года Павлу Смелкову мы не смогли вручить на нашем вечере в Доме актера, поскольку сам Павел в это время находился на гастролях.  Этот приз был присужден дирижеру Мариинского театра Павлу Смелкову за уверенное постижение вершин мастерства, за умение передать в музыке гармонию, чувства и смысл, скрытые в значках партитуры. (Спектакль "Сон в летнюю ночь", режиссёр Клаудиа Шолти). И, наконец, 30 марта 2012 г. в Концертном зале Мариинского театра членам музыкального жюри Общества «Театрал» удалось вручить приз. В этот день Павел с большим чувством дирижировал литературно-музыкальной композицией «Метель» (на музыку Свиридова), а также оперой «Станционный смотритель» (на музыку Александра Смелкова). 

а фото

1. Дирижер Мариинского театра Павел Смелков с Призом Общества «ТЕАТРАЛ» 2011 года.

2. слева направо:  Председатель музыкального жюри Татьяна Платонова, Павел Смелков, член музыкального жюри Ольга Касперович, композитор Александр Смелков.

3. 1 ряд слева направо:  члены музыкального жюри Вера Тамбовцева, Татьяна Платонова, Ярослава Ширяева; во 2-ом ряду крайний слева – дирижер Павел Смелков, крайний справа – композитор Александр Смелков.

 

 

ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА

   В театре «Зазеркалье» снова премьера. Реставрированное и обновленное театральное здание дало мощный импульс творческому коллективу. И снова ставка сделана на молодежь. Старая оперетта «Елена Прекрасная» Оффенбаха преобразилась. Она заискрилась задором, весельем, выдумкой, запела молодыми, звонкими голосами. Неожиданный сюжет заставил забыть старые коллизии и перипетии классической оперетты. Исчезли мифологические, мраморные красавицы и герои древней Эллады, да и Трои тоже нет. Есть море, солнце, горы (в качестве гор используют огромную голову Афродиты, которая потом распадается на гигантские обломки) и съемочная площадка на солнечном пляже. Совершенно земные персонажи – всесильный режиссер, продюсер, кинодива, статисты, операторы и огромное количество помощников и поклонников, только нет главного героя-любовника Париса. Афродита пообещала ему любовь самой красивой женщины. Парис появляется из морской пучины и в поисках идеала направляется на «фабрику грез». По сценарию действие происходит в 30-х годах прошлого века, но это почти не прочитывается. Горячая, страстная кровь потекла в жилах мифологических героев, ускорила ритм существования и вдохнула жизнь в их мраморные сердца. Это наши современники. Любить – значить безгранично владеть любимой, похитить ее, не смотря ни на что. Пусть все рушится, летит в тартарары вся кинофабрика с ее иллюзорной жизнью.
Режиссер-постановщик народный артист России А.В. Петров отдал свою сценическую площадку студентам 4 курса СПГАТИ, поставил с ними полноценный спектакль без поправок на молодость и неопытность исполнителей. Рядом со студентами играют профессиональные артисты, а это значит, что высока планка артистического и вокального мастерства. А.В. Петров, как педагог и руководитель курса, прекрасно знает возможности каждого из своих воспитанников и предъявляет высокие профессиональные требования. На исполнение вокальных партий были назначены несколько исполнителей, каждый привнес в персонаж свой характер и индивидуальность. Это не вынужденные вводы – педагог каждому дает возможность проявить талант и мастерство. Ребята с честью выдержали этот экзамен. Исполнители меняются, и в зависимости от этого меняется и спектакль, что придает ему дополнительный интерес. Елена Прекрасная (Смирнова) и Парис (Ермолаев) отлично исполнили свои лирико-драматические партии. Режиссер Калахасс (Егор Прокопьев) – пластичен, артистичен и смешон в своем величии. Забавен обманутый Менелай ( Костромин) – классический муж – рогоносец. Его суетливая беготня по сцене вызывает жалость и сочувствие. Помреж Пенелопа ( Терновая) ловит каждое движение шефа и выполняет малейшее его желание. Характеры персонажей в режиссерском решении выдержаны в границах пародийного, веселого юмора и не переступают за грань едкой сатиры. Все это создает легкую, жизнерадостную атмосферу веселой оперетты с полным набором комических персонажей. Пусть их зовут Ахилесом, Калхасом, Пенелопой, Агамемноном – суть не в том . Главное - они узнаваемы и понятны как исполнителям, так и зрителям.
Музыка Жака Оффенбаха , наполненная лиризмом, остроумием и блеском, неистощимая по мелодической щедрости и ритмической изобретательности, дает мощную основу всему сценическому действию. Даже если вы не совсем согласны с новой сценической редакцией, музыка даст вам возможность еще раз насладиться своим великолепием. Бережное отношение к музыкальному шедевру Оффенбаха режиссера-постановщика, музыкального руководителя и всего творческого коллектива, желание современным языком донести до нас суть и смысл произведения является стилем работы театра «Зазеркалье». Все музыкальные постановки театра отличаются тонким вкусом и неизменным чувством юмора. Режиссер-постановщик народный артист России А.В. Петров выбрал такую профессию, которая стала не только его призванием, но и смыслом жизни. Только вкладывая в свою работу, в своих студентов частицу души , можно добиться творческих результатов – создать оригинальные спектакли и вырастить талантливую молодежь. У театра есть поклонники маленькие и большие, которые с нетерпением ждут новых, удивительных спектаклей.

ВАЙТЕНС И. Б.

 

 

Лауреты премии театрал

Призом Санкт-Петербургского общества зрителей «Театрал» награждается Алла Давыдовна Бростерман, заслуженная артистка России, уникальный педагог Мариинского театра за большой вклад в развитие музыкальной культуры Санкт-Петербурга. А.Д.Бростерман родилась в Приморском крае. В 1966 году окончила Молдавскую консерваторию по классу фортепиано. С 1968 по 1976 годы работала в Молдавском театре оперы и балета. В 1976 году была принята в Ленинградский Малый театр оперы и балета (ныне – Михайловский), где участвовала в постановках опер «Евгений Онегин», «Снегурочка», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Хованщина», «Золотой петушок», «Укрощение строптивой», «Мадам Баттерфлай», «Дон Карлос», «Тоска», «Дон Жуан». С 1989 года работает в Мариинском театре в качестве концертмейстера, где при ее участии поставлены оперы «Дон Карлос», «Отелло», «Мадам Баттерфлай», «Тоска», «Скупой рыцарь», «Сила судьбы», «Аида», «Турандот», «Травиата», «Самсон и Далила», «Набукко», а также состоялись концертные исполнения опер «Норма» и «Симон Бокканегра». Последние работы педагога в Мариинском театре - оперы «Паяцы», «Аттила».
Выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом с такими певцами, как Мария Биешу, Любовь Казарновская, Владимир Галузин, Лариса Дядькова. В Мариинском театре работает с солистами: Ольгой Бородиной, Татьяной Новиковой, Ларисой Дядьковой, Ириной Гордей, Ириной Матаевой, Татьяной Павловской, Ирмой Джиголаты, Владимиром Галузиным, Александром Гергаловым, Николаем Путилиным, Эдемом Умеровым, Геннадием Беззубенковым, Сергеем Алексашкиным, Ильдаром Абдразаковым, Михаилом Петренко, Евгением Никитиным, Алексеем Марковым. Последнее время Алла Давыдовна уделяет много времени в работе с молодыми певцами театра А,Маркаровой, Н.Евстафьевой, Е.Шиманович, Е.Поповой.
Работала с Ольгой Бородиной над сольными партиями оратории «Иван Грозный» и кантаты «Александр Невский» Сергея Прокофьева, а также – с Ольгой Бородиной и Ильдаром Абдразаковым – над сольными партиями драматической симфонии Гектора Берлиоза «Ромео и Юлия» и его же оперы «Осуждение Фауста». Так же работала по вводу в спектакли с С.Скороходовым («Травиата»), Э.Умеровым («Тоска»). В 1996 году в Школе вокального мастерства (Тель-Авив) принимала участие в постановке оперы «Иоланта». Гастролировала с Мариинским театром в США, Великобритании, Германии, Италии, Бельгии, Голландии, Испании, Израиле,Японии,Франции,Финляндии.
В ближайших планах педагога - «Отелло» (концертное исполнение), «Дон Карлос» (новая постановка).
Хочется пожелать от всей души Алле Давыдовне новых работ, интересных проектов в театре, творческих успехов, профессионального долголетия и крепкого здоровья. Благодаря таким людям сохраняются и развиваются традиции русского музыкального искусства.

П.В.Цыганов

 

МОЙ   ЛЮБИМЫЙ   УНИКАЛЬНЫЙ   СПЕКТАКЛЬ

   В конце декабря 2011 года в театре «Приют комедианта» родился спектакль «Мой уникальный путь».  Поставил его Григорий Дитятковский по пьесе, написанной современным  ирландским драматургом Брайаном Фрилом. Три действующих лица – Тедди (Сергей Дрейден), Грейс (Дарина Дружина), Френк (Григорий Дитятковский). История их переплетенных судеб. Тандем Дрейден – Дитятковский давно известен Санкт-Петербургскому зрителю, он не раз приносил удачу обоим.  Мы помним и МРАМОР. и ОТЦА, и ПОТЕРЯННЫХ В ЗВЕЗДАХ. Эти спектакли принесли «Золотого софита» и «Золотую маску». Мы трепетно ждали очередной удачи. И дождались! «В театре «Приют комедианта» состоялась премьера спектакля, которому, возможно , суждено стать не просто лучшим в сезоне, но и войти в новейшую театральную историю», - так пишут сегодня театроведы.
Нет смысла рассказывать об этом спектакле, его нужно видеть. История трех разных людей, связанных одной судьбою, пересказывающих одну и ту же жизненную ситуацию каждый по-своему ,  получилась у режиссера очень интересной, заразительной, искренней. Актерские работы всех троих вызывают восхищение. Все трое играют свою БОЛЬШУЮ, возможно ВЕЛИКУЮ роль. Сценография Э. Капелюша проста и совершенна. Балетмейстер С. Грицай очень точно продолжает смысловую линию спектакля пластикой ирландских танцев. Спектакль сложный, актеры существуют глаза в глаза с публикой, которая присутствует при рождении ПОДЛИННОГО СПЕКТАКЛЯ, подлинного театра.
ЖЮРИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ОБЩЕСТВА ЗРИТЕЛЕЙ «ТЕАТРАЛ» НАГРАЖДАЕТ СПЕКТАКЛЬ МОЙ УНИКАЛЬНЫЙ ПУТЬ ПРИЗОМ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ.

                                           ИЛЬИНА Т.Б.

 

Спектакль театра на Васильевском «Самая счастливая»

            В декабре 2011 года в театре на Васильевском состоялась премьера спектакля «Самая счастливая» по пьесе Е. Унгарда «День космонавтики». Простенький незамысловатый сюжет – заведующая клубом Лидка просит двух подруг, бывшую фельдшерицу Нюшку и продавщицу Зинку, помочь ей подготовить вечер, посвященный дню космонавтики. В процессе вечера женщины вспоминают всю свою жизнь. Может и не стоило бы останавливаться на этом спектакле режиссера Д. Хусниярова, если бы не замечательные актерские работы. Члены жюри видели спектакли в разных актерских составах, но что ценно – каждой из актрис удалось воплотить образы своих героинь, с одной стороны, по-разному, а, с другой стороны, очень достоверно. Персонажи спектакля очень узнаваемы, у каждой своя история. Актрисам удалось достучаться до нас – зрителей. Лично мне безумно жаль всех трех героинь, у которых так мало было в жизни любви, да и то, что было, воспоминания о чем они хранят всю жизнь, по большому счету назвать любовью нельзя. Но каждую из них греет мечта о настоящем герое, и эта мечта помогает жить. Жюри единодушно решило вручить Приз зрительских симпатий женскому актерскому ансамблю – всем актрисам (два состава), занятым в спектакле. В спектакле заняты: народная артистка России Татьяна Малягина, заслуженная артистка России Надежда Живодерова, Татьяна Калашникова, Любовь Макеева, Татьяна Мишина, Юлия Солохина.

С.В. Фадеева

 

Мы, люди, дети солнца

            В драматическом театре на Васильевском в 2011 году была поставлена пьеса Максима Горького «Дети солнца». Режиссер спектакля Владимир Туманов. Сценография – Вячеслава Орлова. М. Горький написал пьесу в 1905 году в камере Трубецкого бастиона Петропавловской крепости, куда попал за политические высказывания. В пьесе – вечные темы любви и одиночества в семье интеллигентов. Члены семьи пытаются сохранить честь, достоинство и традиции своего круга, своего времени. Протасова Павла Федоровича замечательно играет Леонов-Гладышев. Именно в уста П.Ф. Протасова вкладывает М. Горький эти слова – «Мы, люди, дети солнца, светлого источника жизни, рожденные солнцем. Это оно горит в нашей крови, это оно рождает гордые мысли. Оно – океан энергии, красоты и опьяняющей душу радости!» Его жену Елену потрясающе колоритно играет Наталья Кутасова. Ветеринара Чепурного играет выразительно умно Юрий Ицков. Весь ансамбль артистов, занятых в этом спектакле высокопрофессионален и заслуживает высокой оценки зрителей и, конечно, нашего жюри. Режиссерская работа постановщика В. Туманова и сценографа В. Окунева нас восхитила настолько, что мы этому спектаклю дали Приз зрительских симпатий.

                                                                                              Г.С. Репьях

 

 

Авторский театр Санкт-Петербурга

            В течение нескольких лет мы с интересом наблюдали за работой Авторского театра Санкт-Петербурга над триптихом «Мы живем, под собою не чуя страны…», который включает три спектакля: «Мандельштама - нет» по воспоминаниям Надежды Мандельштам, «Ночной дозор» по повести Михаила Кураева и «Зачарованные смертью» по прозе Светланы Алексиевич.
Коллектив театра и его художественный руководитель Олег Дмитриев мастерски и точно выбирают литературную основу для своих постановок. Сами эти художественные произведения с документальной точностью отображают сложные отношения в обществе в тяжелые периоды нашей новейшей истории. Поэтому при талантливой сценической композиции и постановке получаются спектакли о главном, о том, кто мы, как живем, куда идем, каковы взаимоотношения человека, общества и власти. Редкий режиссер в современной театральной жизни возьмется за раскрытие художественными средствами этих проблем и взаимоотношений. Авторский театр взялся за эту задачу и блестяще ее решил.
Смотреть эти спектакли тяжело. Они глубоко задевают наш внутренний мир. Многие театралы были очевидцами и участниками событий. Может возникнуть вопрос: «Стоит ли ворошить темное прошлое? Давно это было, или, по-другому, еще не пришло время говорить об этом, да и стоит ли вообще вспоминать это?» Мы задавали эти вопросы Олегу Дмитриеву во время обсуждения спектаклей в Клубе творческих встреч общества «Театрал». Режиссер и здесь оказался на высоте. Его доводы и аргументация в пользу необходимости таких спектаклей оказалась вполне убедительной, что еще раз подтвердило зрелость этого мастера. При работе над спектаклями очень точными оказался выбор исполнителей. Галина Филимонова блестяще справилась с задачей воплощения образа и текста воспоминаний Надежды Мандельштам. Такую работу принято награждать овациями стоя. Незабываем Сергей Козырев в «Ночном дозоре». При крайне скупых художественных средствах, используемых актером, получается глубокое всестороннее раскрытие образа и исключительно сильное воздействие на зрителя. А это уже признак большого таланта актера. Возникает мысль, как много еще нераскрытых творческих возможностей в наших Мастерах сцены. Исполнители прозы Светланы Алексиевич, просто созданы для этих текстов. Анжелика Неволина не играет роль, она живет на сцене. Блистательны Владимир Селезнев и Сергей Козырев. Снова получается удивительная сила художественного воздействия на зрителей. Появление этих спектаклей Авторского театра является заметным событием в театральной жизни Санкт-Петербурга. Коллектив общества «Театрал» с радостью отмечает большой успех Авторского театра и его художественного руководителя Олега Дмитриева и поздравляет их с заслуженным награждением Призом зрительских симпатий.

                                                                                              Ю.Г. Мицевич

 

 

Непонятно за что?

…Мчится, мчится их «дембельский поезд»,
И рыдает беззвучно душа…!

   За последние 20 лет каких только локальных войн не было в нашей стране! И каждая как-то оправдывалась руководством и идеологически и политически. Но мы, рядовые граждане, ужасались, страшились, сочувствовали родным, отдавшим своих сыновей в жерло войны. И вот только сейчас драматург Александр Архипов сумел подняться над темой, осмыслил происходившее и создал пронзительную пьесу - притчу о загубленном поколении молодых ребят, побывавших там, где лилась кровь не за Отчизну, а непонятно за что? На малой сцене ТЮЗа режиссёр Александр Кузин поставил по пьесе спектакль «Дембельский поезд» с молодыми артистами театра. На сцене - обыкновенный военный госпиталь для раненых солдат, хотя, что может быть обыкновенного в мирное время лечить молоденьких бойцов от смертельных ран. Троих солдат: необстрелянного Ванечку (Сергей Азеев), получившего смертельную рану от зарвавшегося лейтенанта; безногого контрактника Тихона (Андрей Слепухин) и сержанта Женьку тревожат не только физические тяготы ранения, но и кошмарные воспоминания о военных схватках, и терзают мысли о гражданке, куда они доберутся на «дембельском поезде». Центральным персонажем спектакля является младший сержант Женька Селезнёв по прозвищу Алиса, которого блестяще играет Евгений Котовенко. Его герой - мальчишка мальчишкой, весёлый яркий характер, потрясающая акробатика, гиперактивность вызывает восхищение, но в сердце проникает тревога. Ночные видения Селезнёва, его ужасные припадки показывают безвозвратно искалеченную психику незаурядного юноши, получившего смертельную рану от полевого командира. Герой Котовенко ещё полон желания сражаться, а напоследок шандарахнуть из гранатомёта по своим и чужим за то, что ни за грош пропали и они трое, и целое поколение таких же молодых призывников.
Постепенно госпитальная палата превращается для умерших героев спектакля в чистилище, из которого «дембельский поезд» увезёт их на небеса и подарит им покой за тот ад, который они испытали на войне непонятно за что!

Т.А. Кузнецова

 

Заслуженный приз

   Приз зрительских симпатий за сценографию в спектакле по пьесе С. Мрожека «Пешком» (БДТ им. Г. Товстоногова, постановка А. Бубень) получил народный художник России, лауреат Государственной премии Э.С. Кочергин. Пять суровых планшетов, поднимающихся на высоту сцены, дают перспективу движения пространства и времени, в которых разворачивается жизнь людей на рубеже окончания Второй мировой войны. Планшеты имеют зелено-болотный цвет, детали на них (пуговицы, рисунок погона и кармана), не позволяют сомневаться, что это -  немецкая шинель. И сразу возникает один из главных образов спектакля: все покрыто, задавлено, подчинено этой неумолимой данности войны. Все разговоры, встречи, споры героев на обычные, бытовые темы приобретают характер обреченности, которую они еще не видят, но видим мы, зрители. Этот нерв спектакля усиливает роль Музыканта, которого можно воспринимать как Судьбу. Именно он провожает каждого в последний путь, в тот проем, который умножается пятикратно в неумолимо стоящих планшетах.
На мой взгляд, не часто случается, чтобы так ярко, мощно была выражена идея спектакля в его образном сценическом решении, созданном художником спектакля Э.С, Кочергиным. Два поляка С. Мрожек и А. Бубень, до боли знающие и любящие все беды, трагедии и радости Польши, создали совершенно необычный спектакль на петербургской сцене. Талант, глубина и масштабность ассоциации Сергея Кочергина таковы, что даже на миг не возникает сомнения, что он из этой, из «польской компании». Вся творческая биография художника показывает, что он умеет стать «частью истории», которую рассказывает: это и Сибирь, и побег в Ленинград в поисках матери, и послевоенное детство на Васильевском острове. Не хочется говорить стандартные слова, но только сильный, целеустремленный человек мог выжить в этих условиях, создать себя сам таким ярким, ироничным, солнечным человеком.
Поэтому общество «Театрал» безоговорочно, без всяких сомнений, отдала свои симпатии народному художнику России, лауреату Государственных премий России и СССР, академику Российской Академии Художеств Эдуарду Степановичу Кочергину и желает ему дальнейших творческих успехов.

                                                                                              Н.И. Ушакова

 

 

Душой исполненный полет

   В устоявшемся мире петербургского классического балета, который,казалось бы,не смогли возмутить ни Форсайт своими не слишком впечатлившими балетами в Мариинском, ни ученические попытки типа "Пробуждения весны", современный танец все-таки постепенно завоевывает достойные позиции. Достаточно вспомнить получивший наш приз балет Ю.Петухова "Женские портреты", который ,к сожалению,неизвестно где теперь можно посмотреть.Блестящие образцы этого жанра продемонстрировали октябрьские гастроли этуали Гранд Опера времен Нуреева Сильви Гиллем, которая,обладая исключительной техникой классического танца, достаточно давно увлеклась стилем модерн и достигла в этой области абсолютных вершин, судя по спектаклю PUSH, поставленному балетмейстером и танцовщиком Расселом Малифантом. Но и на этом замечательном фоне достойно выглядят поиски красоты и чувственной выразительности в балетах Начо Дуато, воплощенные танцовщиками Михайловского театра на основе взаимного проникновения миров классического балета и современного танца. К сожалению, эта плодотворная идея практически не прозвучала в его новой постановке "Спящей красавицы", которая,несмотря на изысканное оформление, выглядит упрощенным ремейком классических образцов. Тем отраднее появление в репертуаре Мариинского театра спектакля, казалось бы, эпатажного авангардиста Анжелена Прельжокажа "Парк", который был поставлен 17 лет назад специально для труппы Гранд Опера как воплощение французского духа куртуазного восемнадцатого века с его культом любовного флирта. Не случайно по мнению специалистов успех этого спектакля не смогла повторить ни одна другая труппа. Тем не менее, на сцене Мариинки точная современная интерпретация галантных фортепианных концертов Моцарта с вкраплениями электронных звуков жизни Горана Вейводы в сочетании с современным "свободным" танцем на фоне стилизованного регулярного французского парка позволяют ощутить чувственность и элегантную жеманность любовной игры. Три акта отражают легкое утреннее кокетство, вечерний флирт и любовные объятия под ночным небом. Три дуэта, три кордебалетных сцены и выходы четырех осовремененных садовников в черных очках под электронные звуки смеха, шагов и других звуков реальной жизни. На этом фоне разворачивается вечная история о том, как женщина пытается убежать от любви, а мужчина ее ловит, убеждает, соблазняет и, конечно, побеждает. И в последнем ночном па-де-де незабываемо звучит "самый красивый и долгий поцелуй на балетной сцене" - завораживающий полет во вращении, блестяще исполненный в моем случае Екатериной Кондауровой и Юрием Смекаловым. Эта роль сделана Екатериной Кондауровой с таким филигранным сочетанием сдержанного кокетства и чувственности, с такой выразительной естественностью и пластичностью, что совершенно перестаешь думать о том, как это делается, и полностью отдаешься тем ощущениям, ради которых, видимо, и существует искусство балета. Это драгоценное для балерины свойство - сделать безупречную хореографическую технику незаметной на фоне выразительного чувства Кондаурова демонстрирует и в других своих партиях. Не случайно за роль Анны Карениной в балете Ратманского в прошлом сезоне она получила и "Золотой софит", и "Золотую маску". Приз зрительских симпатий тогда достался за ту же роль Диане Вишневой, но сейчас мы свою признательность за встречу с высоким искусством от всего сердца отдаем Екатерине Кондауровой и желаем ей новых замечательных достижений.

Ольга Киреенко

 

«Жемчужина» оперы Верди «Аида»

   В декабре 2011года в Концертном зале Мариинского театра (КЗМ) состоялась премьера «полуконцертного» исполнения оперы Верди «Аида». Такой вид исполнения опер стал уже традиционным для КЗМ. Вопрос пространства сцены и ее декораций при этом весьма сложен. В данном случае вопрос был решен весьма оригинально: сцена представляла собой почти квадрат с широкими панелями по периметру, в центре – большое количество алюминиевых солдатиков. Режиссер Даниэле Финти Паска своеобразно решил изображение военных баталий между египтянами и эфиопами: вот войска стоят, готовые к сражению, а вот эфиопы гибнут от египтян под предводительством Радамеса – доблестного египетского полководца, воинов тихо хоронят в сопровождении мягкого piano.
А затем начинается основные темы оперы – темы любви, ревности, предательства, ненависти, раскаяния и верности любви. По-видимому, режиссер переставил акценты оперы. У Верди главная героиня Аида, в постановке Даниэле Финти Паска – Амнерис.
И в исполнении Екатерины Семенчук это оправдано. Сочетанием мелодического обаяния и психологической выразительности удалось Екатерине Семенчук выразить яркий, гордая женщина, раздираемая страстями. В ней все ярко и индивидуально: редкая физическая красота, дивной красоты и силы голос, безукоризненное владение вокалом, безудержный темперамент и настоящий драматический талант. А широкая и величавая мелодия говорит о страстной любви гордой дочери фараона к Радамесу, тревожно и настойчиво звучит музыка, говорящая о ревности Амнерис, которая привела к гибели Радамеса.. У Верди главнейшая тема – тема Аиды, ее любви к Радамесу и тоски по свободе. Ее тема звучит как затаенный порыв, страстная тоска от совсем еле слышного pianissimo в начале ее темы, до грозного fortissimo, затем вновь возвращаясь к pianissimo. Аида горько оплакивает свою судьбу пленной рабыни, тревожится о том, чтобы ее взаимная любовь с Радамесом не стала известна Амнерис – ее хозяйке. При назначении Радамеса военачальником египетского войска, отправляющего в поход против эфиопов, Аида испытывает душевную муку: она не может совместить свое чувство к Радамесу с любовью к родине и молит богов о смерти. Этот монолог Аиды – один из лучших эпизодов оперы, в нем раскрывается духовное богатство облика Аиды, сложность ее противоречивых чувств. В сцене диалога Аиды и Амнерис, начинающей подозревать о любви Аиды к Радамесу, музыка отобразила всю сложность душевных переживаний соперниц – у Амнерис переход от мягкой вкратчивости к нескрываемой ненависти, у Аиды отчаяние (Радамес погиб) сменяется радостью (он жив), безысходным горем – эфиопы разбиты. Жрецы с непреклонной жестокостью требуют смертной казни побежденным, но фараон по просьбе Радамеса отменяет казнь. Драматическая сцена с отцом на берегу Нила, дуэт с Радамесом выявляют новые грани души Аиды. Заключительная сцена – Аида тайно поникает в склеп, куда замурован Радамес сопровождается прозрачной мелодией предсмертных грёз Аиды. Радамес и Аида прощаются . Тема Аиды ее любви к Радамесу и тоски по свободе на всем протяжении оперы почти неизменно сопутствуют образу героини, иногда лишь в оркестре в различных тембрах с новыми эмоциональными оттенками. Верди написал для нее самые красивые арии: трагический монолог в первом действии, ария на берегу Нила, романс в третьем действии.
В этот день, к сожалению, в исполнении Екатерины Шиманович Аида была почти бесцветна и невыразительна как в вокальном исполнении, так ни в драматическом.
Как обычно неплох был Эдам Умеров в роли Амонасро. К сожалению его роль невелика.
Радамес в исполнении Ахмета Агаги был скорее иллюстрацией к событиям, происходящим на сцене: довольно вялый диалог с Амнерис в первой сцене, принесение клятвы при вручении ему меча перед походом против эфиопов, его триумфальное возвращение из похода, борьба между любовью и долгом, когда побеждает любовь, невольное предательство и в заключительной сцене.
Как жемчужина в ожерелье блистала Екатерина Семенчук в этом спектакле.
Остальные персонажи теряются рядом с такой яркой, неповторимой Амнерис. Оркестр под руководством Петренко удачно оттенял акценты музыкальной партий каждого персонажа оперы.


Тамбовцева В.Н.

 

Покаяние, всепрощение и надежда

   В свой восьмидесятый день рождения, 16 мая 2010 года, Большой театр кукол показал спектакль «Покаяние и прощение» по пушкинским «Повестям Белкина» в постановке Руслана Кудашова. Спектакль посвящен памяти Виктора Борисовича Сударушкина, кукольника, который двадцать лет отдал театру на улице Некрасова. Именно при нем, самом молодом главном режиссере СССР (Сударушкина на эту должность назначили в 28 лет), о Большом театре кукол узнали далеко за пределами Советского Союза. Название спектакля весьма символично, ведь непростая судьба Сударушкина была тесно переплетена с БТК. Когда в октябре 2005 года Р. Кудашов выпустил «Вия» по повести Н. Гоголя в Большом театре кукол, возродилась традиция взрослых кукольных спектаклей. Кудашов занимается и детским, и взрослым репертуаром, часто не отличая детей от взрослых, готовя спектакли о важных для любого человека вещах, независимо от возраста. Спектакль «Покаяние и прощение» состоит из двух частей: «Станционный смотритель» и «Метель». Руслан Кудашов уже ставил спектакль с таким названием в Театре-студии Светланы Крючковой. Но в БТК на сцене играют не живые актеры, а куклы-марионетки. Марионетка максимально дистанцируется от кукловода. Но актеры в этом спектакле – не просто кукловоды. Они тоже живут на сцене. Наравне с героями-куклами заставляют нас волноваться, сопереживать и грустить на протяжении всей пьесы. Две трогательные истории бередят душу и трогают сердце. Руслан Кудашов - прежде всего философ. Часто его спектакли похожи на притчу. Свет, звук, разнообразные куклы и сценография-трансформер - все оправдано, все не случайно и подчинено общей идее. Режиссер разговаривает со зрителями о вечных истинах, по его мнению, спасение каждый может разглядеть в себе самом. В его спектаклях заложена удивительная вера в Добро как начало мироздания и безграничная вера в людей. Отсюда и всепрощающая любовь, когда голову Дуни на могиле отца накрывает нежная отеческая рука. Покаяние, прощение и надежда есть неоспоримая сила русской души. В 2011 г. спектакль «Покаяние и прощение» удостоен высшей Санкт-Петербургской театральной премии «Золотой софит» в номинации «лучший спектакль в театре кукол». В спектакле задействованы Анна Сомкина, Петр Васильев, Алексей Шишигин, Ольга Гапоненко, Борис Матвеев и блистательная актриса Нина Тарновская, исполнительница роли Прасковьи Петровны, получившая «Золотой софит» в номинации «за лучшую роль в театре кукол».
Санкт-Петербургское общество зрителей «Театрал» наградило Р.Кудашова ПРИЗОМ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ - 2011 за постановку спектаклей «Покаяние и прощение» и «Башлачев. Человек поющий».


   P.S: Р. Кудашов начинал как художественный руководитель театра «Потудань» (с 2000 г.). Первая постановка по рассказу А. Платонова «Река Потудань» (она же – дипломный спектакль режиссера) сразу принесла коллективу известность, а его организатору - репутацию одного из самых многообещающих молодых режиссеров театра кукол.
Сегодня на счету Руслана Кудашова более двадцати спектаклей, показанных в разных городах. Он ставил на маленьких площадках и больших сценах, в «Бродячей собачке» и «Малом драматическом театре – театре Европы». Среди его работ присутствуют не только кукольные, но и драматические, пластические спектакли. В основном, это постановки по произведениям русской классики (А. Платонов, Н. Гоголь, А.Пушкин, Л.Толстой, Е. Замятин) и наиболее известные детские сказки. С 2006 года Р. Кудашов является мастером актерского курса. Вместе со студентами режиссер экспериментирует, ищет новый театральный язык, созвучный времени. Каждый новый спектакль театра не похож на предыдущий. Это и визуальный эксперимент «Шекспир-лаборатория» (в соавторстве с Яной Туминой), и постановка антиутопии Е. Замятина «Мы», и спектакль-импровизация «Екклесиаст». Кудашов как режиссер всегда разный, часто необычен, но всегда максимально профессионален. Он никогда не останавливается на достигнутом, он всегда в поиске нового, всегда развивается, движется вперед.

Е. И. Громова

 

 

Талантливая хулиганка Базилевич.

   Свое десятилетие "Такой театр" отметил постановкой спектакля "Время и семья Конвей" по одноименной пьесе Джона Б. Пристли. (режиссер А. Баргман) Несомненной удачей в этом спектакле стала работа замечательной актрисы, получившей на курсе звание талантливой хулиганки
Оксаны Базилевич. Миссис Конвей - мать шестерых детей, бывшая певица, недавно овдовевшая, привыкшая жить красиво, напоказ, вначале и предстает перед нами в образе легкомысленной, довольной жизнью, женщины. Она участвует в играх детей , может переодеться цыганкой, и даже отбить у дочери кавалера. Вроде все замечательно складывается, но! Время - это , своего рода, тоже персонаж в спектакле и, пожалуй, главный. Спустя 18 лет все изменилось и Миссис Конвей
оказывается в ситуации Раневской, а то и короля Лира. Долги, неудавшиеся судьбы детей....Все эти ситуации филигранно обыгрывает актриса Оксана Базилевич, для которой острый гротеск - всего лишь завеса, за которой мы видим все переживания, любовь к детям и боль несбывшихся надежд.
По итогам 2011 года жюри общества зрителей "Театрал" наградило Оксану Базилевич призом зрительских симпатий.

Круглов Сергей.

 

КОМПОЗИТОР ИЛЬЯ КУЗНЕЦОВ

   Получил наш приз за создание проникновенной, волнующей, глубокой музыки к опере «Шинель» (спектакль театра «Зазеркалье» от Петербурга до Миргорода, часть 1, режиссер А.Петров).
Илья Кузнецов до спектакля театра «Зазеркалье» был нам совсем незнаком. Его музыка к «Шинели» поразила точным попаданием в суть произведения Гоголя, тонкой нюансировкой, нежностью и трагизмом. Удивило и то, что автор – совсем еще молодой человек, и очень захотелось узнать о нем побольше. Илья пригласил нас в капеллу на абонементный концерт цикла «Волшебная музыка сказки», где ансамбль «Кронверк брасс» под его руководством представил совершенно неожиданный и очаровательный концерт-спектакль под названием «Три мушкетера». Это было в самом хорошем смысле музыкальное хулиганство, некий микс из музыки самых разных композиторов, исполненный весело, заразительно, артистично. И непонятно было, кому интереснее - детям или взрослым. Битком набитый зал был в восторге. После концерта мы ( три представителя общества зрителей «Театрал») устроились в уголке репетиционного зала и немного побеседовали с композитором.
Илья рассказал, что он учился на дирижерско-хоровом отделении музыкального училища им. Римского-Корсакова. С третьего курса ушел в армию. Там он попал в духовой оркестр, играл в нем, потом руководил им. После армии поступил в нашу консерваторию в класс Б.И.Тищенко. Рассказывает Илья Кузнецов: «Я ему благодарен за все, что я умею. Поступил в аспирантуру. Был конкурс Мариинского театра к юбилею Гоголя, и Б.И. Тищенко сказал мне, что я должен написать оперу. Тему я выбирал сам. Борис Иванович был с виду мягким человеком, а на самом деле – очень суровым. Отказать ему было нельзя, подвести тоже. Так родилась «Шинель». На конкурсе я занял третье место, но музыка моя осталась в тени: там были другие очень хорошие произведения».
ВОПРОС: у Вас это единственная опера?
ОТВЕТ: нет, у меня три оперы и один балет. Дипломное сочинение – опера по « Последней неприятности « Зощенко. Меня привлекает игровая сатирическая, искрящаяся стихия. Юмор полнее отражает жизнь, а в современной музыке юмора маловато. Вторая опера – написана по мотивам «Старика Хоттабыча» Лагина. Поставить оперу пока не удается из-за возникших трудностей с авторскими правами.
ВОПРОС: а балет?
ОТВЕТ: балет «БЛАНШ ДЮБУА» по пьесе «Трамвай желание» Т.Уильямса. Там все очень грустно, трагично.
ВОПРОС: что Вы сейчас пишете?
ОТВЕТ: сейчас я задумал произведение о святом праведном Иове. Тема очень сложная, фигура мощная. Не знаю, что получится.
ВОПРОС: давайте вернемся к «Шинели». Как Вам писалось?
ОТВЕТ: писал довольно легко: вся музыка родилась через полтора месяца, но финал никак не давался. Сначала я хотел всю партию Петровича написать на одних церковных гласах, ведь, будучи регентом Петропавловского собора, я хорошо все это знаю. И так все красиво получалось… Но в конце концов что-то остановило меня , и я изменил музыку этой партии. Очень трудно дался финал.
ВОПРОС: Вы довольны спектаклем?
ОТВЕТ: да, да, да. Какие-то моменты, может быть, не совпали но в общем – все здорово, просто «в десятку». Спасибо режиссеру.
Илья произвел на нас самое лучшее впечатление: интеллигентный, воспитанный, образованный, артистичный, отличный музыкант.
Будем надеяться, что услышим и то, что он уже написал , и то, что еще напишет.

ПЛАТОНОВА Т.С.

 

 

Ф М Д - ТЕАТР В МУЗЕЕ-КВАРТИРЕ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО
За плодотворную творческую и просветительскую работу.

   Помню десятилетней давности спектакль в музее, который назывался «Обняться и заплакать» (по повести Достоевского «Вечный муж»). Яркий, трудный, глубокий. Хорошие работы режиссера Г. Васильева, художника Э.Капелюша, актеров С.Бызгу и В.Кухарешина. Тогда стало ясно, что на театральной карте города появилась новая площадка. До этого были отдельные чтецкие программы, студия В.Рецептера и пр., а теперь родился театр. Правда, до официального рождения ФМД – Театра было еще далеко. И еще были спектакли: «Кукольный дом», проект «На пути к свободе» (постановка «Записок из Мертвого дома» в Колпинской воспитательной колонии )и др. Постоянными партнерами музея стали «Белый театр» Михаила Чавчавадзе, театр «Кукольный формат» Анны Викторовой, «Такой театр» Александра Баргмана. Сложился и талантливый актерский коллектив: С.Бызгу, С.Барковский, А.Баргман, В.Кухарешин, В.Салтыков, И.Полянская, А.Новиков и др. Театр официально был открыт в 2007 году спектаклем «Ибсен-Стринберг». Художественным руководителем театра, а иногда и автором текстов, режиссером стала В.С. Бирон. Для Петербургских театралов все, что происходило и происходит в этом театре, в этом маленьком, всегда битком набитом зале, неизменно привлекательно. Спектакли очень разные, но всегда интересны и высокопрофессиональны. Может быть, иногда и запутаешься: то ли данный спектакль ФМД-Театра, то ли «Такого театра», или это – их совместный проект, зато можно точно сказать, что спектакли последних лет «Иванов», «Главное забыл», «Любящий тебя Достоевский», «Паника», «Сказки с акцентом» заслуживают самой высокой оценки.
Последний спектакль ФМД-Театра «Смотрю на Европу, как зверь» (пьеса и постановка В.Бирон,
Исполнители В.Салтыков и В.Кухарешин) продолжает линию литературно-исследовательских постановок (таких, как «Ибсен-Стринберг). Очень необычный подход, своеобразная «дуэль» Достоевского и Герцена, которую, на мой взгляд, выигрывает Достоевский (он внутренне свободен и потому интереснее - актер В. Салтыков). Здесь есть о чем поговорить и поспорить. Одно ясно – спектакль удался. Не зря его пригласили на фестиваль «Золотая маска +». Совершенно уникальным проектом музея и театра стал прошедший два раза в первую субботу июля День Достоевского в Петербурге.
Чего тут только не было: и разные спектакли в музее, на улице, во дворах, и живые скульптуры, и обращение Достоевского (С.Барковский) к публике, и парад героев, и многочисленные экскурсии… И все очень привлекательно, талантливо. Одно плохо: везде не успеть.
В ближайших планах ФМД – Театра постановка пьесы французского драматурга Мужено «Казус Послера».


ПЛАТОНОВА Т.С

 

 

Познание Чехова

            Комедию А.П. Чехова «Чайка» читала, видела фильмы и театральные постановки. Смотрела и понимала, что в них и «…много разговоров о литературе, мало действия и пять пудов любви». Но не могла понять, почему комедия? Поняла это, когда увидела в театре «Балтийский Дом» постановку литовского режиссера Йонаса Вайткуса с замечательной сценографией и костюмами Йонаса Арчикаускаса. Постановка комедии нетрадиционна и оригинальна. Казалось бы , тот же текст, но, сколько юмора и озорства! Особенно это выражено в дуэте Натальи Индейкиной в роли Аркадиной и Леонида Алимова в роли Тригорина. Они вносят в спектакль атмосферу веселой раскованности и сексуальности. Впервые, я откровенно смеялась…на «Чайке».

Т.П. Валькова

 

 

«А зачем?»

            Призом зрительских симпатий Санкт-Петербургского общества «Театрал» за 2011 год награждена впервые появившаяся на отечественной сцене опера «Белые ночи Федора Достоевского» за оригинальную и смысловую многогранность в одухотворенном отражении мира Ф.М. Достоевского и образа призрачного Петербурга.
            В «Санктъ-Петербургъ опера» задумываешься, какую работу для ума и души в этот раз  предложит зрителю Ю. Александров – художественный руководитель театра. «Белые ночи Федора Достоевского» - сценическая фантазия Юрия Александрова на музыку и либретто Юрия Буцко не явилась исключением. Камерная опера, рожденная в 1968 году, обрела сценическую жизнь в наши дни.
            А зачем?
            Да, прикоснуться к юбилейной дате великого писателя хорошо.
            Да, вспомнить или вновь прочитать произведения уважаемого во всем мире писателя – отлично.
            Да, увидеть многогранную российскую премьеру оперы – прекрасно.
            Согласитесь, что окунуться в «зазеркалье» прошлого, понять и осознать его – это необходимо. Также как и вечные темы, Он и Она, Любовь и Измена, Добро и Зло – требуют осознания.
            А еще увидеть на сцене одухотворенное отражение бессознательных образов, теснящихся в глубинах внутреннего мира Ф.М. Достоевского на протяжении его жизни, через призму светлого поэтического произведения молодого писателя «Белые ночи» - это необычно.
            Вероятно, для того, чтобы прочувствовать психологическую постановку оперы с ее душераздирающим бурлением страстей, в клочья разлетающимися романтическими грезами, плачем навзрыд, отчаянием – это необходимая работа для душ многих зрителей, увидевших и осознавших мучения и страдания личности Ф.М. Достоевского, всю жизнь изучающего душу Человека.
            А может быть, опера появилась здесь и сейчас, В Петербурге, в начале ХХI века, чтобы приоткрыть занавес аналитической психологии культуры, познакомить с системой знаний о душе человека, показать универсальные психологические образы, берущие свое начало в глубинных пластах бессознательной психики?
            Как знать? А может быть, чтобы дать понять, что в аспекте психической реальности, как обозначения природы и функции психического, последнее, согласно Г. Юнгу, действует как промежуточный мир между физической и духовной сферами, способными к соприкосновению и смешению. И что психическое возникает, чтобы занять среднее положение между такими явлениями, как чувственные впечатления и материальная жизнь с одной стороны, а с другой – интеллектуальная и духовная способность к формированию и восприятию идей.
            А может быть, чтобы используя интуицию, свободные ассоциации, знание символов, увидеть глубинную суть декораций спектакля, находящихся в едином пространстве с артистами, оркестром и зрителями. Интуитивно понять, что все символично в аналитическом аспекте театрального действия. Например, что квадратный стол в виде куба – это Вселенная Ф.М. Достоевского; керосиновая лампа на нем – это философский поиск истинного человека; кровать – это соединение Эроса и Танатоса в миге между прошлым и будущим; ширма – это «тень», представляющая сплав личностных характеристик и психических потенций, которые индивид не осознает; чемодан с его алым нутром – женское начало, помогающее проявить одну из форм защиты психики – сублимацию – творческое начало в человеке, в частности, в образе разбросанных по сцене листов бумаги, символически исписанных рукой Ф.М. Достоевского, и т.д.
            И вероятно, самому театральному действу оперы тесно становится в закрытом зале театра и оно, используя дворы-колодцы призрачного Петербурга как родовые пути, рождается в муках, чтобы дарить нам любовь и радость от работы чувств и ощущений, мышления и интуиции. Вот малая толика ответов на вопрос: «А зачем?»
            Спасибо постановщику, композитору, артистам, оркестру и всем-всем, за их сложную работу по призыву нас, зрителей, к познанию Человека, самих себя и его Величества  театра в Петербурге – городе, к которому Ф.М. Достоевский с молодых лет и до старости сохранял двойственное отношение: полюбить его так и не смог, но жить без него не представлял возможности.

А.А. Юдина


 

Неожиданный  и трогательный Плюшкин.

            Собираясь на премьеру оперы Р.Щедрина «Мертвые души» в Мариинском театре, я не знала, кто будет исполнять главные партии. Поэтому, открыв программку, я была немало удивлена, увидев напротив Плюшкина фамилию одной из наших любимых певиц – Светланы Волковой. Как же так?  Плюшкин -  самый неприятный из всех гоголевских «мертвых душ», который еще в школе при изучении романа не вызывал других чувств, кроме брезгливого презрения, и очаровательная женщина, красавица С. Волкова. Да, Чичиков по ошибке принимает Плюшкина за ключницу, то есть существо женского пола, но как удастся  певице преобразиться в это «существо»?
Но вот начался спектакль.  Чичиков в поиске мертвых душ помчался от одного помещика к другому. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и, наконец, Плюшкин. Замотанный в какой-то не то халат, не то старое пальто стоит он у входа в свой дом, не пуская туда Чичикова, оберегая свой мир, свою «крепость».  Певице удалось вызвать к своему Плюшкину не брезгливость, а жалость. Вспоминая созданный ею образ, я еще раз перелистала поэму и задумалась: почему только в главе о  Плюшкине Гоголь рассказывает о прошлом этого персонажа, пишет, что Плюшкин стал таким после смерти жены. Ведь ни один другой персонаж  «Мертвых душ» такой чести не удостаивается. Да и сама фамилия – «Плюшкин» -  как будто для другого человека. Ведь плюшка – это сдобная булка, которая ассоциируется с домашним уютом, с праздником. Это все было у Плюшкина, и воспоминания о прошлой жизни еще живут где-то в глубине его души. С.Волковой удалось создать трогательный образ человека, душа которого  не умерла до конца. Создать правдивый образ на сцене – только половина задачи в оперном спектакле.  Другая половина – так исполнить свою вокальную партию, чтобы в результате у зрителей остался цельный образ героя спектакля. В высоком уровне профессионального мастерства С.Волковой мы не раз убеждались. И в партии Плюшкина она тоже была на высоте.
Недавно мы узнали, что спектакль Мариинского театра «Мертвые души» выдвинуты на «Золотую маску» по семи номинациям. Среди номинантов – С.Волкова за партию Плюшкина. Мы очень рады за нее, и горды тем, что мы первыми оценили ее работу в опере «Мертвые души» и  наградили Призом зрительских симпатий.

                                                                 М. Смирнова

 

 

МНОГОГРАННЫЙ ТАЛАНТ ЕЛЕНЫ ПОПЕЛЬ

            На ежегодном вечере общества «Театрал» по единодушному решению музыкального жюри премия была вручена солистке театра «Зазеркалье»  Елене Попель. В дипломе написано:  «За искристый многогранный вокал, за виртуозное озорное воплощение женских образов в спектакле «От Петербурга до Миргорода». Этот спектакль состоит из двух частей: оперы «Шинель» композитора Ильи Кузнецова и оперы «Как поссорились…» композитора Геннадия  Банщикова. В обеих операх Елена блистательна. Во второй части роль у нее бессловесная, но позволяющая увидеть певицу как драматическую актрису: мимикой и жестами она показывает нам свою героиню, не боясь быть  смешной и некрасивой, глуповатой и неуклюжей. В спектакле в постановке А.В. Петрова атмосфера и быт Миргорода с его нравами и  обычаями, с удивительными обитателями переданы достоверно и убедительно, и немалая заслуга  в этом Елены Попель.
Елена уже получала нашу премию за роль Каштанки лет двенадцать тому назад. Еще тогда ее работы в театре «Зазеркалье» привлекли внимание зрителей виртуозностью исполнения, чудесным сочным вокалом, озорством и удивительной легкостью соединения комического и трагического.
Захотелось больше узнать о нашей двукратной призёрше. Как рассказала Елена, в ее семье поют все, но профессионалом стала только она. У мамы Елены был чудесный сильный голос, она пела в самодеятельном хоре в Петрозаводске, рядом с ней уже с двух лет пела и Лена. Мама не училась пению: помешала война и послевоенное время. Отец и брат тоже очень музыкальные. Брат  хоть и не избрал музыку своей профессией, сейчас учится играть на гитаре, изучает теорию музыки. Музыка всегда окружала Елену. Она закончила музыкальную школу и училище (хоровое отделение) и начала петь в Музыкальном театре  Петрозаводска в хоре. Здесь ее заметили. Появились роли в детских спектаклях. А потом – Санкт-Петербург, «Зазеркалье». Уже 16 лет служит Елена «Зазеркалью» и радует своим творчеством и больших, и маленьких зрителей. Одновременно она закончила Театральную Академию (курс А.В.Петрова), а затем и консерваторию.
Роли, которые исполняет Е. Попель, очень разнообразны, но любит она сложные и привлекательные с вокальной точки зрения партии. И в этом ей везет: у нее все роли любимые.
Как раз такие, сложные и разные образы довелось сыграть Елене в спектакле «От Петербурга до Миргорода».
            Дорогая Елена! Желаем Вам много новых, интересных, достойных Вашего таланта, ролей.


О. БУШИНОВА