Архив событий сезон 2019-2021

О некоторых итогах театрального сезона 2020- 2021 годов

Несмотря на известные сложные обстоятельства, когда театры работали не в полную силу, были ограничения по  заполняемости залов, а некоторые зрители побаивались посещать спектакли, сезон оказался и очень насыщенным, и очень интересным.Вопреки всему, премьер было не меньше, чем обычно. И многие из них заслуживают отдельного разговора. Сначала попробую перечислить наиболее заметные из них. Александринский театр: «Маузер», «Дети солнца», «Товарищ Кисляков», «Честная женщина». БДТ им. Товстоногова: «Водевиль. Дилетант», «Джульетта», «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель».  Театр им. Комиссаржевской: «Анна в тропиках», «Дуэль». Театр Комедии им.Акимова: «Иллюзии любви», «Ты, я и правда».  МДТ- театр Европы: «Братья Карамазовы», Театр им. Ленсовета: «Жизнь- сапожок непарный», «Мещане». Театр «Балтийский Дом»: «Волки и овцы», «Девчата». «8 разгневанных женщин». Театр «На Литейном»: «Суад.  Жить заново», Театр «Приют Комедианта»: «Это все о ней», «Киса». Театр «Комедианты»: «Марина!Какое счастье!», «Дети Ноя». Театр «Мастерская»: «Анна Каренина», «Ромео и Джульетта», «Кентервильское привидение». Театр «Пушкинская школа»: «Конец  Казановы». Театр «Цехъ»: «Кукольный дом», «Игроки», «МНДЛШТМ». На Экспериментальной сцене п/р А.Праудина состоялся фестиваль спектаклей, среди которых были 2 премьеры: «Старик и море» и «Версальский экспромт»,  Музыкальные театры тоже порадовали большим количеством новых постановок.  Мариинский театр: «Сельская честь», «Нюрнбергские  мейстерзингеры», «Приключения обезьяны», новые балеты Ратманского, Варнавы, Ильи Живово. Театр «Зазеркалье»: «Отелло», «Свадьба Фигаро». Театр «Санкт- Петербург — опера»: «Электра», «Я другой такой страны не знаю», Театр музыкальной комедии: «Жар- птица»,  «Музы сопротивления», «Дунаевский- советский Моцарт». Музыкальная жизнь изобиловала великолепными концертами, где выступили пианисты и дирижеры первой величины: М.Плетнев, Э.Вирсаладзе, Ю.Трифонов, П.Лаул, Н.Алексеев, Т.Курентзис, В.Федосеев им др.  Количество наших вечеров пришлось сократить, но прошедшие были интересными. Мы встречались, как обычно, больше всего с солистами Мариинского театра..  В этом сезоне у нас побывали: Е.Стихина, Р.Бурденко, А.Хисматуллина, Е.Ахмедов, Г.Абдулов, Н.Якимова, М.Гусейнов, концермейстеры О.Клевцова и Р. Магомедова. Также мы встречались с режиссером И.Стависским, актрисами К.Ионас, П,Маликовой, А.Болшаковой, Я. Лакобой и квинтетом «Акварель». Конечно, я перечислила далеко не все новые спектакли и даже не все театры. Но о некоторых из них хочется сказать отдельно.. .

            Спектакль Александринского театра «Маузер» ( постановка Терзопулоса ). В ролях: Н.Мартон, Е.Немзер, И.Волков и др. В этом спектакле форма важнее содержания, которое укладывается  в простую и страшную схему: революция выращивает убийц, а потом убивает их ради «высокой» цели — человека, которого пока нет,  а когда врагов убьют, он появится. А вот как это сделано, интересно. Как некое наваждение, через пластику, движение, дыхание, речь, что-то вроде эвритмии. Форма есть, но молодые актеры ей не овладели. Они говорят, поднимают и опускают руки, падают и встают ...и все. Нет энергетики, нет выразительности, которая должна идти изнутри. Видимо, нужен специальный тренинг. Вот Мартон просто идет по проходу, а ты уже чувствуешь идущий от него импульс. А Волков говорит, и все. Может быть, со временем спектакль вырастет. А пока, любопытно, не более.  

На новой сцене режиссер Андрей Калинин представил спектакль «Товарищ Кисляков» ( по мотивам романа П. Романова).

-Исполнители:: И.Трус, В.Алексеева, П.Семак, П.Теплякова, С.Еликов, Н.Барсуков, А.Поламишев, В.Минакин и др.                     

          Редко такое случается, что смотришь спектакль, о котором неизвестно практически ничего: автор неизвестен, сюжет неизвестен, даже актеры ( кроме Семака ) неизвестные. Смотреть было чрезвычайно интересно. Определить жанр спектакля невозможно: трагифарс, сатира, мелодрама, агитка, социальная драма, бытоописание, психологический триллер, детектив, что-то от немого кино 20-х годов —  все тут намешано. Ничего не знала о писателе Пантелеймоне Романове, умершем или погибшем в 1938 году. Высказывания его о советской эпохе очень смелые для того времени. Есть несомненное сходство и с нашим временем. Гибель последних идеалов, компромиссы ради денег и прочих благ. Наступление малограмотного «хама». Ну, а любовный треугольник был всегда, во все времена. Прекрасные актерские рабрты, яркие, страстные. Открытием стал артист Иван Трус. Играет подробно, психологически точно. Я сидела на первом ряду, вплотную к артистам —  и ни малейшей фальши. Стоит, думаю, поближе познакомиться с творчеством П.Романова и хотелось бы поговорить о спектакле с его создателями.
          Спектакль «Дети солнца»  ( режиссер и сценограф — Н.Рощин, композитор- И.Волков, картины Е.Немзер. Артисты: И.Волков, М.Лопатина, А.Селедец, С.Балакшин, Д.Бутеев, С.Мардарь, Я.Лакоба, Е.Немзер. Вспоминаю давний спектакль, где играли И.Горбачев, И.Волгин, И.Чурсина и др. Кажется, ничего общего, а пьеса та же — М.Горького. На сцене кровати и ванна. Герои половину действия «спят»  ( а некоторые, например, нянька, спит почти все время ), потом вскакивают и начинают говорить, волноваться, объясняться в любви, обниматься, отчаиваться, все это — взахлеб, все не совсем всерьез, порывы ничем не кончаются...Фоном служит эпидемия холеры  ( раньше для нас это обстоятельство не имело никакого значения, теперь — имеет ). Главное — бессмысленность существования почти каждого. Главный герой Протасов ( отличная работа Ивана Волкова ) что-то изобретает, ничего, конечно, не изобретет, просто таким образом прячется от жизни. Чепурной ( Мордаоь ) прячется более « радикально»  — кончает жизнь самоубийством. Все они «плывут» на одном корабле, который тонет или разбивается о скалы. В финале звучит живая музыка на фоне странных картин а ля Босх, только в таком китчевом варианте. Там главенствует Смерть, а в конце весь экран заливает черное солнце. Напряжение к концу растете. Если поначалу кое-что кажется даже смешным, то потом становится все страшнее. И кажется, что это не про их жизнь, а про нашу, сегодняшнюю. И бессмысленность, и непонимание, и страх. Многое уловил Рощин и высказал безжалостно и к героям, и к зрителям. Серьезная работа. И актерские работы хорошие, честные.  

             Спектакль на новой сцене по пьесе Кирилла Фокина «Честная женщина». ( режиссер — В.Фокин ). Исполнители: М.Игнатова, А.Блинова, С.Сытник, С.Кузнецов, А.Лушин и др.  Что я не люблю, так это разговоры о политике. И люди, которые ею занимаются, мне не интересны. Поэтому и тема, и сам спектакль для меня был  очень скучными. Да, политика —  это театр, причем плохой. И женщинам в нем не место. Их особенно жаль. Спектакль называется «Честная женщина», но в политике нет честных людей, они погибают. Может быть, об этом и хотел сказать автор? Роль, по- сути, тут одна -у Марины Игнатовой. Она прекрасно с ней справляется, и это ее актерский поступок, как и ее героини, пытающейся хоть что-то изменить в этом лживом мире.

         В Концертном зале Мариинского театра Была представлена мировая премьера произведения Р.Щедрина «Приключения обезьяны», посвященная памяти Майи Плисецкой. Играл оркестр п/у В.Гергиева, рассказ Зощенко читала — играла актриса БДТ Полина Маликова. Рассказ, который в 46 году году нашим руководителям казался страшным и был запрещен, теперь воспринимается как очень остроумный и веселый. Музыка Щедрина не просто здорово его иллюстрирует, создает звуковой фон, но и дает некий объем, второй план, атмосферу того времени, она нежна, иронична, радостна, слушалась с удовольствием, с улыбкой. А буквально на другой день На новой сцене театра была премьера оперы Масканьи «Сельская честь». Дирижировал снова В.Гергиев. Ставила та же «бригада», что и «Симон Бокканегро». Спектакль получился красивый, добротный, даже эффектный, правда, слишком подробный. На сцене и настоящие лошади, и повозки, и дети, и у массовки очень много дел6 они что-то готовят, шьют, пьют, два человека лезут на крышу, дети играют, переодеваются и т.д. Есть некоторая суета, отвлекающая внимание от главного, от переживания героев. И немного перебор страстей и крови. И еще возникает вопрос, а нужна ли третья «Сельская честь» в городе, ведь две уже есть, и спектакли неплохие. Разве что, ради того, чтобы Сантуццу спела великолепная Екатерина Семенчук. Она, конечно, главенствует в прекрасном актерском ансамбле (Ю.Эйвазов, Р.Бурденко, Е.Сергеева, Е,Витман ). Кстати, у Семенчук был еще отличный вокальный вечер, который назывался «Старый Новый год с Екатериной Семенчук», где певица исполнила произведения от Генделя, Верди, Чайковского и Бизе до Оффенбаха, и все  — блестяще. Продолжилась и Вагнеровская эпопея. В репертуаре театра появилась опера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Это здорово, так как она не исполнялась у нас почти 100 лет. К сожалению, мало что хорошего можно сказать о «Летучей мыши» ( между прочем, пятой постановке в городе) , этот жанр пока не дался театру, нужно посмотреть попозже и с другими исполнителями, наверное. Немало интересного было и в балете. Был прекрасный гала-концерт, где классика чередовалась с современной хореографией, были и отдельные вечера , где можно было увидеть новые балеты и миниатюры А.Ратманского,В,Варнавы, И.Живого, Ханса ван Манена и др. И любоваться танцем В.Терешкиной, Е.Кандауровой, Н.Батоевой, А.Сомовой, В.Шклярова, К.Кимина, А.Сергеева, и др. ведущих солистов балета. Как всегда, были интересные концертные исполнения опер. В этом сезоне прозвучали «Манон Леско» Пуччини, «Лакмэ» Делиба, «Сказки Гофмана» Оффенбаха.

              В театре «Санкт-Петербург — Опера» представили «Электру» Р.Штрауса, Жесткий, сильный спектакль Ю.Александрова. Тема звучит очень современно: У героев никаких колебаний, они могут только убивать, убивать, стремятся властвовать, а потом становятся жертвами. Насилие рождает насилие. Вечная тема. Исполнители порадовали. Все партии труднейшие. О.Григорьева, которую не так давно видела на сцене театра музыкальной комедии, ярко исполнила заглавную партию. В постановке было необходимое напряжение, которое возрастало к финалу и кончилось эффектной точкой. Эта работа театра заслуживает пристального внимания.  В театре «Зазеркалье» осенью представили премьеру «Отелло» Верди. Режиссер — А.Петров. Дирижер- П.Бубельников. Исполнители: Д.Каляка, О.Черемных, А.Пашиев, Е.Курбанова, К.Костромин, Я.Стрижак и др. Интересное решение роли Отелло. Он с какой-то радостью верит в измену жены, раньше, чем речь зашла о платке,  он « ничего не видит» и не хочет видеть, он «знает», что Дездемона ему изменяет. Его поведение и возмущает, но его и особенно жалко. Все хорошо пели и играли, особенно Каляка. Отличный голос и неподходящая фамилия. Спектакль держит внимание от начала до конца. Очень эффектна и по смыслу, и внешне сцена «сжигания кораблей». Оперу «Свадьба Фигаро» Моцарта Я видела в исполнении студентов А.Петрова. Сначала пожалела, что пели не артисты, но они были так хороши, что в результате даже порадовалась, что увидела новое поколение. Особенно хочу отметить О.Георгиеву           (Розина ) и Е. Рунцис ( Керубино ). Весь спектакль очень живой, веселый, остроумный. Все не только хорошо пели, но и двигались, танцевали. Радость жизни переливалась через рампу к нам, зрителям.  Отдельно хочется сказать о спектакле- концерте театра музыкальной комедии «Музы сопротивления. Хрупкий голос непреклонного города» Посвящение артистам и зрителям блокадного Ленинграда. ( Режиссер — Р.Кудашов. Артисты: И.Мазуркевич, Н.Буров, К Раппопорт, М.Леонидов, М.Морозов, П.Григорьев ). Это был не просто спектакль, Событие, которое нельзя было пропустить. Действие получилось сильным, трогательным и красивым. И в настоящей нашей ситуации, в разгар эпидемии, все рассказанное, вроде бы знакомое, прозвучало особенно ярко, как никогда. Конечно, масштабы трагедии несравнимы. Но сейчас мы тоже в какой-то мере в блокаде. И если тогда, 70 лет назад, несмотря на голод и обстрелы, люди шли в театры и филармонию, а артисты играли, пели и танцевали, так и сейчас, несмотря ни на что, артисты работают, а зрители заполняют залы. Есть некоторая перекличка. И от этого спектакль воспринимался особенно остро. Молодец Руслан Кудашов! Поставил замечательно: смотрелось, слушалось, ловилось каждое слово. И зал был абсолютно един, дышали вместе, чувствовали одинаково. Была именно «связь времен» того времени и сегодняшнего. Те, кто выстоял тогда, помогаю нам сегодня, через театр, через музыку, через искусство.  И еще  одну замечательную премьеру этого театра не могу не отметить. Это спектакль — концерт «Дунаевский — советский Моцарт». Участвовали ведущие солисты театра: Савченко, Чепурнова, Забродина, Лугова, Байрон, Корж, Садков, Кособуцкая, Ромашин, Корытов и др. Сплошное удовольсьтвие. Сколько мелодий! Одна другой лучше. Какое богатство! Играли и пели все с удовольствием, с отдачей. Зрители радовались и улыбались.

           В театре им.Комиссаржевской поставили спектакль по пьесе Н.Круза «Анна в тропиках». ( Режиссер — А.Баргман. Художник — Э.Капелюш. Актеры: М.Бычкова, Е.Иванов, Р.Макин, А. Сыдорук, Е.Батурин, Д.Пьянов, В.Светлова, А.Вартаньян, Б.Гудыменко и др.   Ожидания были большими. Начало, хоть и скучноватое, что-то обещало. Сюжет таков: на сигаретной фабрике существует такая традиция- работникам цехов, которые скручивают сигареты,  чтец читает разные произведения. И вот очередной чтец привозит с собой роман Л.Толстого «Анна Каренина». И он, вольно или невольно, влияет на судьбы людей. Они, задумываясь над поступками героев романа, меняют свое отношение к жизни и к близким. Но...наступает век машин.Чтецы не нужны, да их и не слышно будет за шумом. Традиции уничтожаются. Чтеца убивают. «Прогресс» налицо. Толстой теперь тоже никому не нужен. Мысль «интересная» и вполне современная. Но как-то все недотянуто до нужного уровне и в пьесе, и в спектакле. После первого действия была надежда, что вот нечто развернется, будут сильные страсти, повороты судеб, но...почти ничего не случилось, градус спектакля снизился, а не поднялся. Чисто внешне спектакль очень красивый. Актерские работы на среднем уровне, тоже не дотягивают, Возможно, издержки премьерного показа. А вот с другой премьерой этого театра произошло как раз обратное. А.П.Чехов «Дуэль». Постановка, инсценировка, музыкальное оформление Л.Алимова. Художник_ А.Гумаров, Актеры: Крылов, Кузьмина, Богданов, Бычкова, Большаков, Корольчук и др.  Ничего особенного не ожидала. А вот — получилось. Есть правда чувств, есть судьбы. Может быть чуть-чуть простовато, чуть-чуть не  хватает второго плана. Герои скорее сегодняшние, чем Чеховские. И счастливый конец здесь более определенный, у Чехова скорее многоточие. Но это хорошая работа и режиссера, и актеров. И есть ансамбль, что теперь уже редкость в наших театрах. И, несмотря на то, что содержание хорошо известно, переживаешь, сопереживаешь и радуешься.

             Режиссер Алексей Янковский поставил на камерной сцене театра «На Литейном» спектакль «Суад. Жить заново» ( по роману «Сожженная заживо» ). Играют А.Ширшина и Д.Одинцова. Сначала был длинный монолог героини, громким голосом, на одной ноте, с паузами после каждого слова. СЧлушать было трудно, и рассказ был трудный. ( Восток, бесправные женщины, к которым относятся хуже, чем к коровам, полное незнание жизни, побои, случайная «любовь, за которую героиню буквально сжигают заживо ). Казалось, все беспросветно. Но..Суад выживает. Изменился темп и интонация рассказа. Героиня оказывается в Европе, начинает жить заново. И зрителям вместе с ней становится легче. В конце Суад почти освобождается от своего «плена», она поет и танцует. Открывается задник сцены, а за ним — огромное окно, воздух, свобода. Очень хорошая, очень сложная работа Аси Ширшиной. У второй актрисы роль проще. Ася играет на гитаре, Дарина — на гармонике и ударных, они поют и танцуют. У них многое впереди.                                      Замечательный спектакль выпустил театр «Комедианты»  — «Марина! Какое счастье!» ( романтическая поэма ). Режиссер и автор инсценировки —Н. Мещанинова. Сценография — А.Орлов. Исполнители: Н.Мещанинова, Е.Культина, М.Смольникова ( Москва ), Е.Никитинских, Е.Талашманов, В.Ковалев, К.Красиков, Алиса Мынай.   Безусловная удача театра. Прошло ровно 100 лет с тех событий и времен, когда жили Марина Цветаева и Сонечка Голлидей, когла создавалась Третья студия, творили Ю.Завадский и Е.Вахтангов, когда было то время, которое позже назовут «серебряным веком». Он быстро кончился, но мы его помним, им питаемся до сих пор. Ибо наше время, по сравнению с тем, малоинтересное и довольно бесталанное. Театр проделал отличную работу. Очень интересно было смотреть, тем более, что все тексты великолепные. Я специально перед спектаклем перечитала повесть, хорошо ее помнила и мое ощущение очень совпало с увиденным. Удачно, что Смольникову пригласили  участвовать, Сонечка — ее роль. И Е.Культина очень на месте в роли Марины Цветаевой. Да и все артисты хороши. Происходящее волновало, а , значит, все было по-настоящему. Это спектакль, который можно и нужно пересматривать.

               Театр «На Васильевском» проделал огромную работу, организовал и провел Театральный фестиваль ЛОФТ, представил нашим зрителям 13 спектаклей разных Российских театров. И сам выпустил премьеру: Д.А.Берри «Августовские киты».     ( режиссер — Д.Хуснияров, художник — Э.Капелюш, актеры: Н.Живодерова, Н.Кутасова, Т.Малягина, Ю.Ицков, Лобанов.

Сначала показалось, что вещь слишком американская, скучноватая. Но потом- затянула.  Появились Чеховские мотивы.

--Здесь сюжет не важен, важна атмосфера. «Киты» — это персонажи пьесы, все они в возрасте, «зажились», говорят о смерти, но думают о жизни. Запомнился такой образ: сестры в детстве гуляли и вешали на деревья ленточки, а теперь пришло время их собирать. Все хорошо играют, всех немного жвль и в то же время немного и завидно: в их жизни нет суеты, есть море, Луна, Солнце и ожидание. Киты появятся, но позже , в ноябре, может быть, еще есть время. Спектакль для моего возраста. Не знаю, как его воспримут молодые. В театре «Мастерская» успела посмотреть одну премьеру: режиссерский дебют Марины Солопченко «Три сестры. Игра в солдатики» ( по мотивам пьесы Чехова. Художник — Э.Капелюш. Артисты: О.Вибе, В.Латышева, Д.Завьялова, Ф.Климов, Д.Соловьева, А.Воронин ). Помню дипломный спектакль курса А.Кацмана, где М.Солопченко исполняла роль Ирины. Может быть, с тех пор и не отпускает тема сестер?В этом спектакле сестры живут не реальной, воображаемой жизнью. Переплетаются мечты, явь, сны…. Тузенбах, Вершинин, Соленый , их признания, разговоры о любви возникают лишь в воображении сестер. Они вроде бы и живут, работают, ссорятся с Наташей, переживают за Андрея, но не по-настоящему, они мечтают и играют, однако реальная жизнь врывается, от нее им больно, хочется спрятаться. Может, все еще будет хорошо?  Зато у Наташи и Кулыгина все ясно. Они живут в реальности. Смотреть очень интересно, реплики одних персонажей переадресованы другим, от этого возникают новые смыслы и ассоциации. И возникает вопрос: а что важнее, реальность или мечта, да и живем мы наполненнее где: там или тут? Спектакль волнует, молодые артисты хорошо работают..
           Спектакль МДТ «Братья Карамазовы» у меня не вызвал тех восторгов, которые высказывали многие. В нем, на мой взгляд, больше Додина, чем Достоевского. Герои в спектакле ( артисты: И.Иванов, С.Никольский, И.Черневич, Е.Санников, А.Рязанцев, Е.Боярская, Е.Тарасова ) пересказывают свои жизни. Здесь нет проживания, переживания, вживания. Довольно холодный рассказ. И смотришь с холодным сердцем, что странно для произведения Достоевского.   В центре спектакля — Алеша ( Санников ), он начинает и заканчивает действие ( сначала идет в мир, потом уходит из него ), он, единственный, страдает и чувствует. Может быть, это просто его воспоминания ? Может быть. Но хотелось  сопереживать героям, сочувствовать и возмущаться, любить и ненавидеть… А вот этого и нет. Слишком все рационально.         БДТ выпустил 3 премьеры. Наиболее интересная, по-моему, -»Три толстяка.Эпизод 7. Учитель».               ( Режиссер — А.Могучий. Художник — А.Шишкин, Артисты: С.Дрейден, А.Ронис, М.Игнатова, Е.Попова, И.Патракова, С.Мендельсон, Валя Мендельсон и др ). Очень красивая декорация первой картины. Когда сверху сыплется много-много песка, он покрывает всю сцену, а глубине — домик, светится окно, там кто-то живет. Воспоминание чего-то давнего, из детства. И еще напоминает фильм «Солярис», ту «зону». Важно, что в центре действия — артист Сергей Дрейден. Важно не только потому, что он прекрасный артист, а и потому еще, что он способен держать зал даже, когда произносит совсем неинтересный текст. К сожалению, с литературной основой спектакля дело обстоит довольно печально. Очень много слов, и не о чем. Поэтому часть  спектакля как бы «провисает», смотреть скучно, особенно второй акт. ( Но нельзя не отметить юного артиста Валентина Мендельсона, который очень органичен ).К концу становится вновь интереснее. И все же, все же..хочется настоящей литературы и настоящих людей на сцене, не функций, как теперь зачастую принято.

               Создалось впечатление, что во время эпидемии режиссеры и актеры очень хорошо поработали, так как к концу сезона вышел целый ряд очень интересных, удачных премьер почти во всех наших театрах. В театре «На Литейном» Сергей Морозов поставил, на мой взгляд, лучший свой спектакль ( на сегодняшний день ) — Бомарше «Женитьба Фигаро» с Романом Агеевым в главной роли. Спектакль получился! Живой, яркий, стильный, красивый, увлекательный, хотя и знаешь почти все реплики наизусть. Все хорошо играли, двигались, танцевали. На сцене персонажи любили, обманывали и обманывались, безумствовали и опять любили и радовались жизни, и радость эта передавалась нам, зрителям. И это было так необходимо сегодня.     В театре «На Васильевском» Александр Баргман поставил пьесу Т.Уильямса «Орфей спускается в ад».Сложная и даже страшная вещь. Сценография ( художник Анвар Гумаров ) состоит из огромных букв STORE ( что значит «склад», «запас», «лавка» ) — пространство не для жизни. Можно его назвать и «адом». Но не из-за самого пространства, а из-за людей, которые ненавидят друг друга, унижают, но делают вид, что живут, что все в порядке. Картина, впрочем, обычная. Так что ад на сцене есть. А вот Орфея нет. Он ( И.Носков) очень обыкновенный, никакой по-сути. Может быть, режиссер и хотел сказать, что для «адовой» жизни героини и такой — герой. Лишь бы вырваться отсюда. Елена Мартыненко прекрасно сыграла свою роль. Она настолько интереснее своего возлюбленного, что ее особенно жалко. Смотреть было очень интересно. Мне показалось, что режиссер не поставил определенную точку в финале. В пьесе Джейл убивает жену, а Вэла не выпускают из лавки. В спектакле Вэл и Лейди стоят, обнявшись. Многоточие. Тем интереснее.                                            Давно в нашем городе ничего не ставил Виктор Крамер. До сих пор вспоминаю его театр «Фарсы». Очень жаль, что он исчез. И вот в театре Комедии появился его спектакль «Синичкин. Театральное безумство». Это что-то вроде театрального капустника. Театральщина. Всего в избытке: эмоций, страстей, «тел» ( например, 3 русалки необъятной толщины ), все надрываются по пустякам, интригуют, шумят, А.впрочем, все симпатичные и добрые люди.

              Неплохую музыку написал С.Ушаков. Спектакль идет в хорошем темпе, легко и весело смотрится, как и полагается, когда на сцене водевиль. В фойе театра замечательная выставка, приуроченная к 100- летию со дня рождения Н.П.Акимова. Отражены все сферы его деятельности: художник, режиссер, фотограф, руководитель театра. Сколько воспоминаний!.  Мариинский театр открыл фестиваль «Звезды белых ночей».И сразу-  великолепный спекталь. П.И.Чайковский «Орлеанская дева». Пиршество для ушей и для глаз. Поставил оперу А.Степанюк в лучших традициях классического  театра. В.Окунев  «одел» сцену и актеров в превосходные костюмы. Не оторваться. Я слышала оперу в таком составе: Е.Семенчук, М.Баянкина, С.Скороходов, М.Петренко, Е.Никитин, К.Жаровин, , Р.Бурденко, А.Трофимов. Но и все другие составы хороши. Можно ходить и ходить, слушать и слушать, смотреть и смотреть. Великолепная волшебная музыка, красивейшие хоры, замечательный оркестр ( дирижер В.Гергиев ). Полная гармония всех элементов спектакля, что случается не часто. Настоящий театральный и музыкальный праздник.

                   Спектакль Молодежного театра «Кабала святош» ( по пьесе М.А.Булгакова ) интересен и неоднозначен. Судбба талантливого человека в любом обществе трагична, всегда завистников больше, чем почитателей, а если ты «обласкан» королем — совсем страшно. Так и с Мольером. Человеческая судьба его довольно печальна, зато творческая — завидна. 400 лет его пьесы играются по всему миру. А в жизни — ошибки, предательства, он и на внршине славы, и уничтожен врагами, он счастлив и умирает, не дожив до старости. Сцена т.н. «Тайной вечери» сначала понравилась, потом показалась неуместной ( ведь Мольер — отнюдь не Христос, хотя пасынок его — Иуда ). Но сцена очень красивая и театральная, и в этом ее «оправдание», так как речь идет прежде всего о театре, о театре Мольера и о всепобеждающей силе театра во все времена. Об этом спектакль С.Спивака. Все мужчины труппы хорошо играют ( конечно, С.Барковский и А.Шимко на первом месте ), а вот женщины невыразительны, мало интересны. Очкнь сильный образ «гильотины», ее «удар» впечатляет, хоть головы тут никому не рубят. Это образ любой тоталитарной власти. И очень хороша музыка И.Корнелюка. Она дает и глубину, и дополнительный объем происходящему на сцене.Двоякое впечатление производит шеренга одинаковых мальчиков, изображающих то свиту короля, то членов Кабалы. Образ очень современный. Такие безликие, на одно лицо, люди, шагающие и топающие в ногу — это страшноватый образ  нашего  и Будущего (? ) времени. Да, интересный спектакль. Есть о чем подумать.

Нельзя не отметить еще одно значительное событие нашей театральной жизни. Это исполнение Екатериной Семенчук заглавной роли в опере Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Такое впечатление, что опера и спектакль создавались специально для нее. Все совпало: вокал, драматическая игра, внешность. Редкий случай, тем более, что партия Катерины Измайловой написана для сопрано, а вот все удалось. Спектакль с ее участием прошел трижды, и это тот случай, когда его нельзя было пропустить. Ее коллеги тоже были хороши ( С.Семишкур, В.Ванеев, Е.Акимов,      М.Петренко и др. 0, Семенчук — редкое идеальное попадание в образ.

Татьяна Платонова

Онлайн-марафон Такого театра и платформы STAY

Первый театральный онлайн-марафон запускают независимый Такой театр и создатели платформы для концертов на карантине Stay. С 11 по 22 апреля будут показаны 4 постановки театра. Марафон рассчитан на зрителей, интересующихся живым, ярким и актуальным современным театром. Кроме того, это возможность поддержать независимый театр во время самоизоляции.

Расписание трансляций: 16 апреля, 21:00 - Крыша 18 апреля, 21:00 - Дядя Ваня 22 апреля, 21:00 - Бык Приобрести билеты на трансляции можно на сайте: www.staystay.ru/tt Поддержать театр: love-ka.space/

 

 

Экскурсия с «Театралом»

           Доброго времени суток!

Вчера мы были на экскурсии. Ехали с остановками. Сначала миновали Красное Село, дальше — по намеченному маршруту, по Ленинградсдкой области в сторону Гатчины. Побывали в возрожденной Владимирской церкви. Узнали историю рода Врангелей и увидели усадьбу в стиле английской готики — а вернее, ее руины. Заезжали в Кикерино, где познакомились с историей бывшего завода керамики. После этого мы посетили знаменитую усадьбу «Елизаветино», не так давно воссозданную. В ней мы осмотрели интерьеры дворца. Какая роскошь и красота! Картины, портреты предков. Зеркала, канделябры и т. д. Есть комната, где стены сделаны  «под янтарь». Спальня и в ней кровать с балдахином, поблизости столовая и хозяйственные помещения.
Затем мы прогулялись по парку. Какие просторы, какие красивые поля! В усадьбе есть своя конюшня. Мы видели лошадей, а потом кроликов и другую живность. Усадьбу привели в порядок в 90-е годы прошлого века. Нашлись-таки спонсоры для этого богом забытого местечка. Они взяли разрушенное хозяйство в аренду на 50 лет и сотворили ЧУДО. Теперь сюда приезжают экскурсии, здесь проводятся разные встречи, мероприятия и даже играются свадьбы. В главном зале есть два внушительных размеров портрета во весь рост. На них запечатлены новые владельцы усадьбы, которые восстановили, а, по сути, практически заново отстроили этот удивительный ансамбль.
Обстановка во время эксурсии была торжественная и доброжелательная. Особенно  хочется отметить организатора, нашего ангела-хранителя Маргариту Алексеевну и нашего блистательного, поэтичеки настроенного экскурсовода — Ирину. Они делают нужное и полезное дело. Участники нашей экскурсии узнали много нового, познакомились с историей пригородов Петербурга и, как всегда, приподнялись над повседневностью и обыденностью. Через ТЕРНИИ — к ЗВЕЗДАМ!

Татьяна Никифорова, член Общества «Театрал»

 

 

ЭКСКУРСИИ В ЗАКУЛИСЬЕ

           Этой весной у нас начался цикл экскурсий в театральное закулисье. Действительно, настоящим театралам свойственно желание проникнуть не только в суть происходящих на сцене событий, но и заглянуть в места, скрытые от обычного зрителя. Более 150 человек уже побывали в Александринском театре и за кулисами Театра им. Ленсовета.
В Александринке экскурсию вел не случайный человек, а представитель семьи, история которой неотделима от этого театра. Вероника Мезенцева — внучка режиссера-постановщика, имя которого было неразрывно связано с театром более 55 лет, — это Александр Александрович Музиль. Благодаря экскурсоводу мы, как на машине времени, прошли по эпохам истории театра, его коллектива, узнали об изменениях интерьеров. Оказаться в здешнем музее удается не всем, поэтому для многих стали откровением костюмы уже ушедших из репертуара спектаклей, они пробуждали давние воспоминания. Кто-то, например, видел юную Нину Ургант в «Гамлете» именно в показанном на сегодняшний день музейном артефакте. Интерес вызвали экспонаты, посвященные спектаклю «Маскарад» Мейерхольда, который идет на сцене в репринтном варианте.
Также у нас была возможность увидеть блестящие интерьеры Александринского театра в состоянии отдыха, в «интимном облачении»: как называют его сами сотрудники — «в пижамах». Экскурсанты посидели в императорской ложе, погуляли по императорскому фойе и теперь знают, что существует еще и тайная ложа царя… Жаль, что даже при отсутствии монарха попасть туда невозможно. Кроме того, участникам одной из групп повезло стать свидетелями установки декораций премьерного спектакля «Рождение Сталина». Работа героев «невидимого фронта», о важности которой мы не всегда задумываемся, завораживает.
В Театре им. Ленсовета нас в первую очередь посвятили в историю особняка Корсаковых-Голицыных. Экскурсантам напомнили о роли театра в начале ХХ века. Особенным стал период его военной истории, ведь театр и тогда продолжал работать, но в далекой Сибири. Затем мы вспомнили Акимовский период и роль Игоря Петровича Владимирова. Благодаря истории дома и внутреннего убранства мы словно побывали в уже ушедшем от нас Петербурге. Театралы познакомились как с сохранившимися интерьерами, так и с последними достижениями реставраторов. Жаль, что не планируется восстановить знаменитый зимний сад Корсаковых-Голицыных, но мы все ярко представили, каким он был. А помог нам подробный рассказ экскурсовода Веры Николаевны Матвеевой, заведующей музеем театра. Самым долгожданным для экскурсантов было оказаться буквально в душе театра, на сцене, где уже находились декорации. Уникальная возможность посмотреть в зрительный зал с позиции актеров! Святая святых — гримерная — также была приоткрыта для наших любопытных глаз. Мы с трепетом шли теми путями, которыми проходят актеры из гримерок на сцену. И участники некоторых групп даже увидели знакомые актерские лица. Театралы побывали также в художественной мастерской и прочувствовали, как рождается атмосфера спектакля под кистями мастеров больших полотен.
Походы в закулисье театров будут продолжаться, у нас большие планы. Организаторы обращаются к участникам прошедших экскурсий с просьбой поделиться своими впечатлениями и оставить отзывы.

Оксана ДЬЯЧЕНКО, член Общества «Театрал», организатор экскурсий

 

 

19 марта 2019 года в Доме Актера были вручены Призы общества зрителей "Театрал" за 2018 год

Нашими лауреатами стали:


1. Спектакль ГЕКАТОМБА, режиссер Я.ТУМИНА, театр НА ЛИТЕЙНОМ СОВМЕСТНО С ЛАБОРАТОРИЕЙ ЯНЫ ТУМИНОЙ
за талантливое воплощение  гуманистического видения подвига ленинградцев, понесших неслыханные жертвы.

2. Режиссер А.ПРАУДИН за постановку спектаклей ДОНЕЦК.ПЛОЩАДКА 2, театр ЦЕХЪ и СЦЕНЫ ИЗ СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ,ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СЦЕНА театра-фестиваля БАЛТИЙСКИЙ ДОМ под руководством А.ПРАУДИНА
- за  мужество при сборе документального материала в условиях  военного Донецка и честное повествование;
-за искренний трудный разговор о превратностях любви в супружеской жизни, талантливо прожитый  всеми участниками

3. Спектакль ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА, театр ЗАЗЕРКАЛЬЕ, режиссер АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ за многоплановость и неожиданность постановки, где кроме темы любви, ярко представлена тема царской опричнины

4. Солистка оперы АННА СМИРНОВА  (  спектакль ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА, театр ЗАЗЕРКАЛЬЕ, режиссер АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ) 
за высокий уровень вокала и драматической игры при исполнении партии Любаши

5, 6
Дуэт  АМИН ХУРАТОВ - роль ЛЕННИ-МАЛЫША и ЕГОР ШМЫГА — ДЖОРДЖ МИЛТОН  в спектакле О  МЫШАХ И ЛЮДЯХ, реж С.БЫЗГУ,
УЧЕБНЫЙ ТЕАТР НА МОХОВОЙ
за актёрскую самоотдачу в создании образов, вовлекающих зрителя в мир Джона Стейнбека.

7.Артист  ВАЛЕРИЙ ИВЧЕНКО за моноспектакль КРОТКАЯ, БДТ
 с благодарностью за возможность глубоко пережить боль, трагедию,
отчаяние и любовь Вашего героя
.
8. Режиссер АНДРЕЙ СИДЕЛЬНИКОВ за постановку спектаклей РЕВИЗОР, театр СУББОТА и ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА, театр НА ЛИТЕЙНОМ
за дерзкое и смелое воплощение классики и современного сценического материала

9. Актриса КРИСТИНА СКВАРЕК за роль СИВИЛЛЫ в спектакле СИВИЛЛА, реж. А.ЯНКОВСКИЙ, совместный проект Театральной мастерской АСБ и Театра ОСОБНЯК за глубокое погружение в мир героини и актерское мастерство.

 

10. Спектакль ИСТОРИЯ МЕДВЕДЕЙ ПАНДА, режиссер А. БАРГМАН, ТАКОЙ ТЕАТР за вдохновенный союз при создании спектакля, за парадоксальность передачи состояния души покидающего наш мир человека

11. Солист оперы ЭДЕМ УМЕРОВ за роль ФАЛЬСТАФА в спектакле ФАЛЬСТАФ, реж.-постановщик АНДРЕА ДЕ РОЗА , Мариинский театр,
за создание актерски- и вокально-убедительного образа простодушного хитреца и тщеславного жизнелюба

12. Солист оперы РОМАН БУРДЕНКО за роль ФОРДА в спектакле ФАЛЬСТАФ, реж.-постановщик АНДРЕА ДЕ РОЗА   , Мариинский театр,
за убедительное и ироничное представление своего героя и за прекрасный вокал.

13.Актриса и автор идеи  ИЛОНА МАРКАРОВА за моноспектакль РЕПОРТАЖ С ПЕТЛЕЙ НА ШЕЕ, режиссер ДЖУЛИАНО ДИ КАПУА, театр ТЕАТРО ДИ КАПУА
- за актерское  обаяние и   мастерство, проявленные при погружении зрителя в вечную историю человечества.

14. АКТЕРСКИЙ АНСАМБЛЬ спектакля ЗВЕРИНЫЕ ИСТОРИИ, режиссер С. СПИВАК, МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР НА ФОНТАНКЕ
за яркое сценическое воплощение актуальных человеческих проблем через призму поведения животных

15.Спектакль КАКАЯ ГРУСТЬ, КОНЕЦ АЛЛЕИ, НОВАЯ СЦЕНА АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА, режиссер АНДРЕЙ КАЛИНИН, художник — постановщик и автор пьесы РЕЗО ГАБРИАДЗЕ
за проникновенный разговор о жизни и смерти, памяти и забвении и за пронзительные актерские работы

16.Спектакль ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА, режиссер Михаил Бычков, художник Эмиль Капелюш, театр ПРИЮТ КОМЕДИАНТА
-за создание смешного, страшного, абсурдистско-реального действия и глубоких неоднозначных образов персонажей

Фотографии с вечера награждений: